Здравствуйте, я ваш… коллега — различные типажи

Здравствуйте, я ваш… коллега, или  как адаптироваться в новом коллективе. Сегодня вы горды собой, как никогда! Ваши профессиональные таланты оценили и предложили должность, о которой вы так долго мечтали. Наконец-то это стало реальностью: престижная высокооплачиваемая работа, замечательные перспективы, профессиональное развитие, к тому же ваш будущий руководитель – прогрессивный, здравомыслящий и что очень важно, адекватный человек.

И если с ним вы уже познакомились, а об условиях труда вам было сообщено во время собеседования, то с кем вам придется общаться и как вас примет коллектив, вы не знаете. А поэтому вполне справедливо, что первый рабочий день вызывает если не страх, то беспокойство. Поэтому попробуем разобраться, как новичку адаптироваться на новом месте.

Прежде чем рассмотреть способы адаптации, выясним, какие бывают типажи новичков и их коллег. В этом нам, среди прочего, помогут герои из кинофильмов и литературы, которые наглядно демонстрируют поведение человека в различных ситуациях, в том числе и во время знакомства.

Новички

Типаж «Наивный». Такие работники уверены, что все люди – братья, а потому новые коллеги просто обязаны помогать им каждую минуту по первому зову, оставив все свои неотложные дела. По мнению «наивных», работа над новыми проектами, различные идеи, перерыв на кофе, информация о личной жизни и т. д. должны быть общими.

Ярким примером таких новичков является главная героиня фильма «Девчата», радостно поедая продукты без разрешения хозяев, давала бестактные комментарии относительно общего устройства личной жизни других героинь, проявляла активный интерес ко всем разрешенным и неразрешенным вопросам.

На счастье девушки, ее адаптация прошла более-менее нормально, поскольку она оказалась простой, веселой, дружелюбной, хотя и немного наивным человеком. В современном обществе таких новичков воспринимают несколько враждебно. Поэтому их адаптация проходит тяжело.

Ведь у каждого работника есть свои обязанности и задачи, собственное пространство и время, которыми он не хочет делиться с новичком. Поэтому последний должен быть готов к тому, что с его появлением в кабинете каждый постарается максимально отстраниться и свести общение к минимуму.

Типаж «Полезный и приятный». Эти новички заводят знакомства в коллективе, устанавливая связи только с «нужными» людьми и игнорируя всех остальных. Они достаточно коммуникабельны, умеют расположить окружающих благодаря приятным беседам, небольшим подаркам, хорошему отношению к людям. Казалось, что в этом плохого?

На самом же деле поведение такого новичка неискреннее и имеет лишь одну цель: получить нужную информацию. Яркий пример такого героя – Самохвалов из фильма «Служебный роман». Обычно в начале общения представители этого типажа привлекают коллег, но те постепенно начинают понимать, что их просто используют. Поэтому в дальнейшем они ограничивают свое общение с манипулятором опять же до необходимого минимума.

Типаж «Вечный двигатель». Обычно такой новичок хороший специалист и настоящий профессионал. Поэтому он почти не обращает внимания на тех, с кем ему приходится работать, а усиленно и непрерывно выполняет порученное дело. Для него коллеги – колесики и винтики общего производственного процесса.

Поэтому, по его мнению, на общение с ними не стоит тратить и без того драгоценное время. Коллеги же «благодарят» его соответственно – к нему относятся, как к элементу интерьера. То есть возникла необходимость в производственных вопросах, обратились к новичку, получили нужную информацию и забыли о нем.

Коллеги новичков

Типаж «Бывалый». На этой должности он чуть ли не со времени основания компании. Конечно же, вне всяких сомнений «бывалый»— лучший специалист своего дела, его ценит, а может даже, и опасается руководитель. В глазах такого работника все новички – ничтожества. А поэтому они должны гордиться тем, что работают рядом с этим человеком.

О любом, даже малейшем промахе нового коллеги «бывалый» сразу с иронией (а даже и злой) сообщит всем при первой же возможности, мол, ну что от него ждать, новенького… Почему он так поступает? Да просто боится. Да-да, удивляйтесь! Он и сам знает, что давно засиделся на одном месте, потерял былую ловкость, перестал мыслить творчески и смотреть на работу свежим взглядом.

А тут новичок! А что, он еще и способный и трудолюбивый?! Поэтому и имеет «бывалый» конкурента, которого, пусть там что, а надо скомпрометировать, а лучше выжить еще на стадии испытательного срока.

Типаж «Добрая фея». В разрезе нашей статьи это название имеет переносное значение. Судите сами. Такие «помощники» появляются у новичка мгновенно. Именно они расскажут, кто в коллективе «добрый и злой полицейские», предложат чашечку кофе, вкусное пирожное, свою помощь в работе; поинтересуются, как идут дела у новичка дома и какие проблемы возникают с близкими людьми.

И опять возникает тот же вопрос: что в этом плохого? А коварство заключается в том, что они с огромным удовольствием под маской благодетеля выспрашивают у новичка все подробности его рабочей и личной жизни, а потом всем это рассказывают. Зачем? Дело в том, что такие «добрые феи» не имеют другого способа почувствовать свою значимость. А потому понятно, с этими людьми нужно быть осторожными и немногословными.

Типаж «Герасим». Если «Герасим»- рядовой коллега, а новичку на стадии испытательного срока не поручили выполнение общей задачи, то представитель этого типажа в целом безопасный. И если он является руководителем среднего звена и непосредственным начальником новичка, надо быть осмотрительным.

Ведь «Герасим» ставить цели не умеет, ибо и сам не очень понимает, что от него требуют; на вопрос нового подчиненного неразборчиво бубнит; ужасно боится ответственности и действует только по приказу «барыни» (то есть руководства). В чем причина? Такой руководитель лично к новичку претензий не имеет, но страх перед новым побеждает. Кто этот новичок? Чего от него ждать? Нет, лучше его «утопить» на стадии испытательного срока. Так, будет безопаснее.

Продолжение в статье «Здравствуйте, я ваш… коллега — советы по адаптации»

Вам понравиться