Зарождение Ампира как стиля Империи

Ампир можно перевести с французского языка как империя. Данный стиль в искусстве сформировался во Франции в начале девятнадцатого столетия в эпоху Первой Империи Наполеона. Этот оригинальный французский стиль вполне можно уложить в следующие временные рамки ─ конец правления Директории (1799), восшествие на императорский престол Наполеона (1804) и времена возрождения монархии Бурбонов (1814).

На смену утонченности и изяществу

За это короткое время французский Неоклассицизм, который сформировался на неподдельном увлечении искусством античности, был усилен идеями Просвещения, революционным настроем, преобразовался в высокопарный, холодный, вводимый искусственным образом стиль. Самые важные черты были заимствованы из античности, их уже можно было встречать в стиле Классицизма в период правления Людовика XVI и во времена Директории.

Тем не менее, Ампир в корне различался с Классицизмом. Гармоничное возвышенное искусство эпохи Людовика XVI и демократичность и жесткость стиля времен Директории заменили на пафосное и сценическое великолепие стиля «Первой Империи». Императору Наполеону хотелось роскоши и славы правителей Римской империи.

Если в основе естественно появившегося Классицизма лежал стиль демократических древних Афин, то мастерам времен французской Империи было приказано использовать в качестве образца искусство Древнего Рима. Такое значительное отличие не часто берут в расчет, когда разговор идет о преемственности направлений и о стиле Ампир как высшей точке становления Классицизма. Такое заявление можно сравнить с формулировкой, что искусство Древнего Рима является кульминацией искусства Афин.

Особенности стиля

Ампир, введенный Наполеоном, является холодным и строгим стилем. Суровость и строгость эпохи римской Империи действовали подавляюще на лиричность и демократизм мотивов древней Греции. Но традиционные элементы искусства по-прежнему были частью стиля Ампир.

По мнению П. Варлена, это искусство можно назвать отвердевшим стилем времен Людовика XVI. Как излагал И.Грабарь в своих трудах, во Франции развитию Классицизма положила конец диктатура Ампира. В данном стиле показывается вырождение традиционных форм Классицизма, искажение их подлинного смысла с точки зрения истории, культуры и духовности, но одновременно в этом стиле идет продолжение наследия Классицизма. В этом и есть уникальное свойство развития искусства Франции.

Историк В.Курбатов, занимающийся изучением художественных стилей, писал, что появление стиля Ампир не перевернуло постепенное методичное развитие стилей во Франции, а просто видоизменились некоторые традиционные элементы, пользующиеся признанием еще в эпоху правления Людовика XVI и Франциска I.

Вдохновитель стиля

Удивительным является тот факт, что в создании стиля не архитектор исполнял главенствующую роль, а живописец Ж.Л. Давид. Незадолго до революционных событий художник в своих трудах «Клятва Горациев» (1784 г.) и «Брут» (1789 г.) воспевал доблестное прошлое республиканского Рима, находясь под влиянием произведений Тита Ливия. Для создания картин, живописец делал заказы на предметы меблировки по своим рисункам известному в те времена мебельщику из Парижа Ж. Жакобу.

В основе его набросков лежали этрусские вазы, обнаруженные при раскопках Геркуланума и Помпеи. Архитектор Давид был участником событий первой французской революции, а после, справившись с тяжелым кризисом, начал возвеличивать Наполеона с тем же пылом, как совсем недавно воспевал идеалы свободы Республики Рима.

Современники поговаривали, что художник в поисках героя поменял «Цезаря на Брута». Благодаря своей славе художника, Давид стал первым живописцем Империи. Им создавались различные эскизы для мебели, оформления интерьера. В 1800 году живописец нарисовал портрет знаменитой в те времена французской красавицы мадам Рекамье.

На картине женщина в античной тунике лежит на кушетке с красиво выгнутым изголовьем, а рядом стоит торшер в стиле «Помпей». Это произведение стало началом моды на подобный стиль. Через пару лет ученик Давида Ф. Жерар написал аналогичный портрет мадам Рекамье.

Архитекторы при дворе Наполеона

Наполеону хотелось больше роскоши и великолепия. Архитекторами при дворе стали Ш. Персье и П. Фонтен, которые проходили обучение в Риме. Они занимались оформлением интерьеров таких дворцов, как:

  • Мальмезон.
  • Тюильри.
  • Лувр.
  • Фонтенбло.
  • Компъен.
  • Версаль.

Они занимались строительством в Париже Триумфальной арки, подобно древнеримским сооружениям. В соответствии с проектом Ж.Ф. Шальгрена была сооружена еще одна Триумфальная арка (1806 ─ 1836 гг.). Скульптуру Бонапарта в образе Цезаря мастер А.Д.Шодэ установил на Вандомскую колонну, еще одно творение Шодэ император взял с собой в Россию, желая поставить свою скульптуру в покоренной Москве. Стоит отметить тот факт, что в стиле Ампир создавалось не так много известных произведений искусства.

Вам понравиться