Второй Ампир как стиль Второй Империи

По окончании эпохи второго рококо во Франции сформировался стиль Второго Ампира, относящегося к неостилям. Провозглашение Второй Империи во главе с племянником Наполеона Луи Бонапартом произошло в 1852 г. Луи Бонапарт, названный Наполеоном III, правил до 1870 г. За прошедшие двадцать лет был создан новый художественный стиль, покровителем которого был император и его супруга. Им хотелось вернуть пышное великолепие искусства периода Первой Империи, позабыв навсегда стиль времен Возрождения Бурбонов.

Однако это была уже совсем иная пора: знати хотелось вернуть былую роскошь, а представители буржуазии пока не могли создать новый стиль. Императрице хотелось возродить модное направление стиля Людовика XVI. В эпоху Второго Ампира использовались элементы стиля Ампир, Ренессанс и Барокко. В некоторых источниках архитектуру тех времен называют «неоренессансом» или «необарокко».

Для этого имеются определенные основания, специфика стиля сложилась в 1860 ─ 1880 гг., обретя свое продвижение в странах Европы. Для европейских стран вторая половина XIX века выделялась эклектизмом. Во Франции эклектика началась со Второго Ампира 1850 ─ 1860 гг. Очень символичным можно считать воссоздание памятника Наполеону на Вандомской колонне в 1863 г. У дворян в моде были псевдоампирные предметы, позолота, крупная мебель. По-настоящему ампирные предметы заменялись недорогой имитацией. Гипсовые и деревянные вещи окрашивались под бронзу, новые изделия из бронзы покрывались искусственной патиной.

В былые времена был устремлен период Второго Ампира, но было в нем и нечто собственное. Бароном Оссманном с 1853 по 1869 гг. осуществлялся проект перестройки центра французской столицы. Такое великое событие впервые произошло в истории архитектуры европейских стран. В соответствии с замыслом Гарнье в Париже возвели здание Большой Оперы как символ искусства Второй Империи.

В этом сооружении замысловато соединились детали, характерные для архитектурных построек эпохи Итальянского Возрождения ─ сдвоенного вида колонны с арками, характерные для строений А.Палладио, утяжеленный декор в стиле барокко, непривычный по форме купол. Вдоль фасада были размещены скульптуры. Для оформления интерьера автор применил:

  • мрамор разных оттенков,
  • изделия из золоченой бронзы и статуи,
  • зеркала и люстры из хрусталя,
  • роспись и мозаику,
  • роскошные ковры.

Удивленная императрица, спросив у автора подобной роскоши, что это за стиль, услышала, что это стиль императора Наполеона III и императрицы Евгении. Еще одним известным архитектором, который создавал шедевры в период Второго Ампира, является Т.Баллю, создатель церкви Св. Троицы в Париже. До наших дней сохранился роскошный Большой двор императора Наполеона III, перестройкой которого занимался в 1860 ─ 1863 гг. Э.М.Лефюэль.

Символикой Второй Империи во Франции в скульптурном варианте можно назвать статую Свободы, которую сделал Ф.О.Бартольди для выставки в 1878 г. Французы преподнесли статую в дар США, а в 1886 г. установили в Нью-Йорке. В основе работ художников Второй Империи лежала салонная живопись. Модным было подражание античному искусству. Самыми известными картинами салонов в Париже становятся «Римляне эпохи упадка» (1847) Т.Кутюра и «Венера» (1863) А.Кабанеля.

Это было творчество, замаскированное под античность, где изображалась примитивная эротика. Художники старались удивлять малообразованную публику любым способом. Известными в парижских салонах были Ж.Л.Жером и Ж.Л.Хамон, которые, по сути, не были талантливыми художниками.

Жером был знаменит и в качестве скульптора, создавая скульптуры обнаженных женщин из мрамора. Он раскрашивал свои скульптуры в цвете. Подобные работы были весьма успешными. Живописцы Второй Империи полагали себя последователями Энгра, который был по-настоящему талантливым художником, его поздние труды были подобны салонной живописи. Лишь некоторые художники решались противостоять салонному искусству.

Этими живописцами были Э.Делакруа, известный французский живописец, и Г.Курбе, который буквально ошеломил обитателей Салона, изображая простых крепких крестьян. Многие художники выставили работы в «Салоне Отверженных», который был организован в 1863 г. в Париже. В этом месте представляли свои шедевры такие художники, как: Г.Курбе, Э.Мане, Э.Буден. В 1874 г. представили свои произведения импрессионисты.

Буквально вся мебель гостиных аристократов была выполнена в стиле «булль», ее выпускала парижская мастерская семьи Вассмю. Известным автором керамических изделий был Ж.Т.Дэк, который с успехом подражал фаянсовым шедеврам Сен-Поршера, майолике Ренессанса и турецким полуфаянсам.

Вам понравиться