Возникновение архитектурного стиля готика

Готика ─ это архитектурный и художественный стиль, который доминировал в искусстве Западной Европы в 13-15 веках. Древние римляне звали готами варваров, приходящих с севера в имперские земли в 3-5 веке. Данное определение возникло в пору Итальянского Возрождения как ироническое прозвище «варварской», простой средневековой культуры.

Первоначально его употребляли по отношению к литературным произведениям, как определение ошибочной, неправильной латыни. В те годы у средневековой архитектуры было название «tedesca». Предполагают, что термин «готика» начал использовать Рафаэль, прославленный художник эпохи Возрождения, во время речи Папе римскому Льву X о возведении собора Св. Петра как синоним выражению «варварская архитектура», противопоставив ее «римской».

В своих работах Дж. Вазари указывал, что после падения Римской империи началась пора забвения «прекрасного». Но слово «готика», как правило, применяли во Франции, где этот стиль приравнивался к национальному.

Средневековое искусство называли в 17-18 веках термином «francus». Продолжительное время все средневековое искусство называли «готическим».

Историческая характеристика стиля

Время раннего средневековья 6-12 века полагалось звать романикой, или искусством романской поры. Готика является венцом средневековья:

  • насыщенные тона,
  • позолота,
  • сверкающие витражи,
  • подымающиеся ввысь шпили,
  • симфоническое звучание света, каменных элементов и стекла.

Готический стиль представляет финальную ступень становления западноевропейского искусства в Средние века. Времена становления христианской культуры на Западе наступили позже, чем восточной культуры Византии; ее становление вызывало затруднение из-за столкновений различных народных и религиозных обычаев, многообразием пейзажа и сложными условиями для проживания, миграцией людей.

Позднее те же обстоятельства становятся основанием для успешного обмена мыслей, внутренних откровений и открытий. В искусстве Византии присутствовало огромное число догм и правил, оно являлось устаревшим, и его значимость отодвигалась перед завоеваниями Запада.

Главным побуждением развития искусства Готики становится редкое совмещение христианского мировоззрения, обычаев античности, большей частью архитектурных памятников Древнего Рима, латыни, миниатюры в книгах, художественного ремесла романо-кельтских народов.Становление появившегося стиля произошло благодаря быстрому развитию европейских городов и торговых отношений. В главном соборе города сосредоточена духовная жизнь.

В качестве дополнительного толчка формирования архитектуры выступала потребность собрать всех жителей города на воскресную службу в одном месте. Прежние романские храмы были для этой цели чрезвычайно тесными.Стоит отметить, что новый стиль скорее развивался в тех городах, где упрочивалась власть Духовенства и Короля, финансы сосредотачивались в руках всемогущих заказчиков.

Главное местоположение

По этой причине неслучайно, что возникновение готического стиля зарегистрировано в документах в провинции Иль-де-Франс, небольшом местечке на севере Франции. Аббат Сугерия становится руководителем постройки пролетов центрального нефа храма аббатства Сен-Дени. В это же время обновленную конструкцию используют при возведении свода в соборе города Дарема в Англии. Современники говорили об аббате Сугерии как об умном и высокообразованном человеке.

У него были хорошие знания по истории, теологии, а в 1147 г. он становится регентом короля Людовика VII, кроме философских измышлений, он создал работу по эстетике христианской архитектуры, где аргументировал смысл символики компонентов архитектурной композиции, включая витражные узоры и стрельчатые арки.

Над созданием собора в аббатстве Сен-Дени в 13 веке трудился и Пьер де Монтрёй, занимающийся прежде строительством собора Нотр-Дам в Париже.Характерными элементами в архитектуре ранней Готики являются: амбулаторий, неф и трансепт в церкви Сен-Дени.

Появление Готики считают венцом романского стиля и также его успешным преодолением. На протяжении десятилетий части обоих стилей уживались вместе.

Строительные особенности готического стиля

Удивительным свойством готического стиля, безупречные конфигурации которого открывают иррационализм и максимальную, фантастическую экспрессию, обнаруживается тот факт, что толчком для его появления стали технические свершения — целесообразное улучшение строительной конструкции.

Во времена Византии, где была сформирована модель христианского храма, более характерной были устойчивые формы постройки. В Западных странах по прошествии многих лет доминирующими становятся вытянутые базилики, напоминающие по форме латинский крест. Для архитектуры романского стиля характерно перекрывание нефов двускатной крышей или массивными каменными сводами. Огромный вес перекрытия распределялся на стены, которые делали громоздкими с небольшими окнами.

Невозможно было сделать пространство в таком строении больше. С одной стороны строителей сдерживала длина брёвен в перекрытиях из дерева; с другой ─ боковое давление сводов из камня. Архитекторы в Византии, переняв римский купол, в соответствии с созданной ими крестово-купольной модели «приглушали» боковой распор с четырех углов подкупольного пространства соединенной совокупностью парусов и мелких куполов.

Идеальное воплощение их мысли мы видим в храме Св. Софии в Константинополе. В вытянутой базилике из-за асимметричной схемы схожую проблему разрешить сложнее. Несмотря на то, что было необходимо увеличить интерьер храма.

Вам понравиться