Уникальность готических строений

Стены словно пропадают в струях света, который испускают крупные окна с многоцветными стеклами. Хотя своды невероятно тяжелые и оказывают огромное давление своим весом, упираясь на контрфорсы, которые вынесены за границы интерьера, а потому закрытые для наблюдателя, стоящего внутри.

Строители зданий в стиле готика ─ архитекторы и «вольные каменщики» состязались между собой в том, кто построит выше своды собора, который являлся символом независимости и самостоятельности городов в Средневековье. Своды, состоящие из множества ребер, делались из небольших клинообразных камней. Их постепенно так улучшили, что они казались упругими и легкими, коренным образом изменяя суждение о каменной конструкции, как о тяжелой.

Уникальной чертой готического стиля называют дематериализацию формы. Материал со своими физическими качествами уже не обуславливал направление зрительного образа. Мощность каменной конструкции с позиции зрителя не отвечала физическим качествам. Основательный вес и твердость преобразовывались в легчайшее кружево.

Архитектура готических соборов стала символизировать бесконечность. Его художественный образ, несмотря на обычную точку зрения, показывает не точные математические вычисления и рациональное построение, а иррациональный, загадочный порыв души к неизвестному и таинственному.

Подобная смелая мечта по-настоящему олицетворена в вещественной форме! Каждый камень, возводимый в высоту, будто  метафизика внутреннего порыва, смелости и, вместе с тем христианской покорности, сочетания мечтаний и действительности. Английский писатель У. Голдинга в своей повести «Шпиль» примечательно показывает, как у настоятеля Джослина, наперекор любой логике, с помощью одной силы веры, получается поднять над собором высокий шпиль в четыреста футов.

Художественная загадка готической архитектуры заключается в том, что ее структура не сходится с реальной. Если последняя влияет на сокращение, то образ зрителя показывает идею Вознесения, тяготения души к небу, соединения с Богом. Подобная несоразмерность понемногу усугублялась в процессе развития готического стиля.

Нервюры превратились в декоративное представление узоров свода, из камня строились будто бы конструктивные детали, которые не несли физической нагрузки, в точках соприкосновения нервюр, будто сказочные каменные цветы раскрывались крестоцветы, башенки — фиалы — возникали в непривычных местах.

Строительные приемы готических мастеров

Как отмечал О. Шпенглер, изучая этапы создания европейской художественной культуры, готический стиль убирает материалистичность в пространстве. Для Готики наравне с Барокко основной задачей было преодолеть тяжесть тела и души. Прежние формы с их сбалансированностью течений не годились для подобной задачи.

Готические храмы только строятся на земной поверхности, а их существование продолжается на небе. Вдобавок архитектура храма преобразуется из закрытой в мягкий и пространственный образ. В готической архитектуре происходит не только создание объемных построений, но и одухотворение пространства.

Проще говоря, готический стиль не украшает пространство, а преобразует все вокруг себя ─ некоторые формы, землю и даже небо ─ в выразительное целое. Вблизи готических храмов свет и небо делаются совершенно другими. Безусловно, решить подобную сложную проблему нельзя было в пределах одного поколения.

Известные готические соборы

Соборы возводились в течение столетий, на их строительство, как прежде на сооружение египетских пирамид, расходовалось немало финансов, времени и сил многих людей. Строительство собора Парижской Богоматери началось еще в 1163 г. и продолжалось более двух сотен лет. Самым большим из всех считается собор в Реймсе. Собор сооружали с 1211 г. до начала 14 века. Собор в Милане создавался до 19 века. Есть соборы, которые так и остались недостроенными.

Настоящим шедевром французской Готики считается Королевская Святая капелла — Сен-Шапель, которая находится в столице Франции. Ее строил Пьер де Монтрёй для Людовика IX, она известна своими сохранившимися витражными ансамблями. Собор Вестминстера является классическим примером готического нервюрного свода в Англии. Возглавлял строительство в Вестминстерском аббатстве Хенри де Рейне. Многие знают, что король Англии Генрих III с визитом ездил во Францию, и смотрел соборы.

Общность и отличие романского стиля и Готики

Во время перехода от романского стиля к Готике видоизменялось построение кафедральных соборов. Основной вход был перенесен из клуатра в южной части к западному фасаду. Алтарная часть (апсида) фиксируется с восточного края нефа. Средокрестие (перекрещивание нефа и трансепта) сдвигается к востоку, в итоге, планировка собора начинает походить на человека с расставленными руками.

Башни, которые в романских соборах располагались парами на фасаде с востока и запада, оставляют только на западе, и вся модель получает значительную неделимость, устремленность и значительность. Западные башни объединяются с фасадом, в центральной части сформировавшейся симметричной композиции делается акцент на крупное округлое окно ─ «роза».

Вертикально западный фасад можно разделить на три части, порталы в нижней части обнаруживают трехчастное разделение интерьера ─ центральный неф и два боковых. У всех порталов имеется имя и символическое значение. Над порталами вдоль всей ширины фасада располагается «галерея королей» ─ ряд скульптур в нишах, которые изображают библейских героев ─ иудейских царей и пророков.

Писатель В. Гюго, который к тому же был ценителем французской архитектуры, акцентирует внимание на «переходности» стиля в соборе Парижской Богоматери. Соразмерность западного фасада, а особенно в нижних аркадах внутренней обстановки собора Нотр-Дам поистине очевиден романский стиль, а к мнению непосредственного повторения франками стрельчатого строения арок из архитектуры арабской культуры склонялись в те годы многие деятели искусства.

Уникальность подхода

Удивительно, но они не принимали во внимание, что главная отличительная черта готической архитектуры от арабской, которая одухотворялась христианской идеологией Воскресения и Вознесения. Уникальные качества стрельчатого свода, как представляет история, обнаруживались во многих периодах и в разных странах.

Многое позаимствовали готические мастера из искусства Востока, но не в арабской архитектуре, а из сооружений Византии, ─ главным образом концепцию свето-цветового устройства пространства храма, сделав ее по-другому: не с помощью мозаичного орнамента, а блеском разноцветных витражей, украшений из позолоты и декоративных росписей. С помощью новой конструкции удалось, наконец, избавить стену от лишнего веса, и ее преобразили в огромное окно.

В результате значительных новшеств появилась сильная контрастность симметричности плоскости центрального фасада и интерьера храма. Подобная противоположность создает на самом деле удивительное впечатление. Устремляющиеся вверх связки колонн, радужный свет из окон не позволяют уяснить, постигнуть логику построения, осмыслить масштаб.

В этом и состоял идеал Готики ─ максимально колоритное оформление архитектурного построения. «Вольные каменщики» со знанием дела истребляли любое напоминание о конструктивности, чувстве замкнутости формы. Человек, который стоял в храме, должен чувствовать, что земля из-под ног уходит, а сам он мчится в нескончаемые миры.

Непрерывно изменяющееся небо извне, тут же солнечные лучи, испускающиеся внутрь, формировало сказочное чувство, что неф плывет.