Ультразвуковые датчики парковочной системы автомобиля

Недавно изобретатели представили автомобильному миру датчики системы, облегчающей парковку личных средств передвижения. Их популярность, непрерывно возрастающая среди водителей, объясняется огромнейшим ассортиментом моделей парктроников, совместимых с разнообразнейшими марками машин, продающихся современным автомобильным рынком. Обнаружив препятствие перед транспортом, датчик привлечет внимание водителя специальным сигналом.

Новейшие модели парковочной системы, комплектующиеся видеокамерой, самостоятельно вычислят дистанцию до препятствия. Камера покажет водителю изображение препятствия, дополненное информацией о вычисленном датчиками расстоянии. Изобретатели стремились реализовать идею устройства, позволяющего автовладельцу вовремя заметить препятствие в процессе перемещения транспорта задним ходом, одновременно определив дистанцию до мешающего объекта.

В основе функционирования датчиков парковочной системы лежат радарные устройства, изобретенные в эпоху второй мировой войны. Радар излучает радиоволновой импульс, часть которого возвращается к принимающему устройству после отражения от объекта. По известной информации о скорости перемещения волны и найденного времени ее возврата можно определить дистанцию до препятствия. Конфигурация объекта становится известной после вычисления разности в возвращении волн.

Громоздкие радарные комплексы потребляют огромное количество вычислительных ресурсов, но парковочный датчик необходимо сделать максимально компактным устройством. Проблема вынудила инженеров применять ультразвук вместо радиоволн. Решение позволило создать максимально компактный прибор, извещающий автоволадельца о событиях, происходящих непосредственно возле транспортного средства.

Поэтому очень широкая зона действия радиоволновой системы оказалась ненужной хозяину транспорта. Конструкция современных датчиков наделена ультразвуковым передатчиком и компонентом, принимающим отраженный от препятствия сигнал. В салоне машины установлен центральный блок, анализирующий поступившую от них информацию. На основании образовавшихся данных включается звуковая сигнализация, извещающая водителя о препятствии.

Встроенный микропроцессор современных электронных моделей занимается вычислением расстояния по быстроте возврата посланного ультразвука, выводя результаты в метрической координатной системе. Ультразвуковой парковочный датчик имеет некоторые недостатки. Скорость движения ультразвука зависит от атмосферных явлений, хотя радиоволна способна двигаться со скоростью света. Проблема нахождения неправильного расстояния начинается при большом количестве пыли, содержащейся в сильно загрязненной газами атмосфере.

Точность вычислений управляется степенью чистоты датчиков. Налипшие на них загрязнения делают показания ошибочными. Датчики парковки измеряют расстояние до объекта с некритической для водителя погрешностью. Автовладельцы стремятся знать только об отсутствии препятствия, способного повредить кузов транспорта, а не максимально точное расстояние до него. Поэтому нечистая атмосфера не влияет на датчики, контролирующие эксплуатационный процесс. Грязные датчики начинают неправильно работать.

Парковочная система машины принимает сигналы о несуществующем препятствии, если зимой начнется сильный снегопад. Проблема порождается невозможностью прохождения ультразвука сквозь снег, смешанный с грязью и химическими реагентами. Находясь на автомобильном кузове, снежная масса будет восприниматься системой как препятствие, а датчик начнет непрерывно посылать ложную тревогу.

Поэтому опытные водители периодически чистят парковочные датчики. Эксплуатация рассматриваемой системы раскрыла существование другой ошибки, способной стать причиной возникновения аварийной ситуации. Обычно датчики размещаются на заднем бампере машины. На большом количестве моделей легкового и внедорожного транспорта эта кузовная деталь находится немного выше, чем носовая часть машин. Например, низкая машина с невысоким капотом вплотную подъезжает к находящемуся на парковочном месте автомобилю.

В салоне неподвижно стоящего транспорта почти нельзя заметить низкую машину посредством зеркала заднего вида в тумане, ночью, при неярком освещении. Тогда излучаемый датчиками ультразвук неполностью показывает препятствие, рассеянно отражаясь от деталей кузова.

Если припаркованная машина начинает движение, датчики подают сигнал в последний момент, когда возникнут сложности немедленного предотвращения столкновения с низким транспортом, поэтому эксплуатация парковочной системы должна дополняться повышенной бдительностью самого водителя. Электроника является только вспомогательным инструментом, неспособным полностью обезопасить езду на машине.