Рождение стиля Ренессанса

Такое название, как «Ренессанс» или возрождение было впервые использовано в шестнадцатом столетии создателем великого творения «Жизнеописание живописцев, ваятелей и зодчих», известным мастером Джорджо Вазари. Данное слово подразумевало оживление внимания к античному искусству и его формам:

  • Ордерные формы в архитектуре.
  • Стиль реалистичности в живописи с использованием перспективы линейности и света.
  • Использование скульптурного рельефа и округлой реалистической скульптуры, которые основывались на исследовании пропорций тела человека и его анатомических особенностей.

Традиции античности были восприняты и осмыслены в новом свете в Италии, поскольку памятники старины находились практически под ногами.

В качестве основного принципа культуры Возрождения была взята философия гуманизма, которая воспевала красоту человеческого тела, его интеллект и волевые свойства, а также безграничные возможности творчества.

Флоренция как колыбель Возрождения

Основным средоточием искусства и культуры Возрождения стала Флоренция. В этом городе создавались великолепные произведения искусства, которые оказывали воздействие на формирование иного художественного вкуса. В основу была положена близость к природе и чувство пропорциональности.

К периоду Высокого Возрождения историки относят тридцатые годы 16 века. Именно в это время создавались великие произведения гуманистического искусства. В эти годы жили и создавали свои бесценные творения Рафаэль, Палладио, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициан, Джорджоне и прочие.

В эпоху Ренессанса или реставрации традиционных форм в области искусства и литературы наступил сознательный интеллектуальный прорыв, который берет свое начало в 14 веке в Италии. Лишь в 15 веке это развитие преобразовалось в настоящий стиль, чье влияние чувствовалось во всем.

Такой стиль, как Готика, который отражался в архитектуре большинства государств Западной Европы, воспринимали в Италии как чужеродный, не соответствующий духу страны. Традиционные формы, которые отражались буквально во всем, сказались так сильно, что готический стиль в Италии не укоренился.

Можно с точностью назвать год, когда в Италии начался период архитектуры Возрождения ─ 1401 год. В это время во Флоренции проводился конкурс на самый лучший проект рельефов из бронзы для дверей местного Баптистерия. В конкурсе одержал победу скульптор Лоренцо Гиберти.

Но большое значение в судьбе архитектуры Флоренции и всей Европы оказал тот факт, что проигравшими оказались два друга: Филиппо Брунеллески и Донателло. По своему образованию один из них был ювелиром, а другой ─ скульптором. В дальнейшем обеим удалось прославить свой город, став важнейшими персонажами эпохи Раннего Возрождения в Италии.

Изучение античности

После окончания города оба молодых человека, разочаровавшись в незаслуженном постановлении жюри, отправляются в Рим для изучения древних руин этого Вечного города.

Никому и в голову не приходило, что своей важнейшей целью молодые флорентийцы считали изучение подлинных архитектурных воззрений зодчих Древнего Рима. Они смогли постигнуть архитектурные ордера античности, изучили систему каменной кладки сводов и арок древнеримских сооружений, сделали планы построек, производили раскопки фундаментов античных зданий, чтобы узнать, как древние римляне распределяли вес стен, сделали множество зарисовок античных элементов:

  • Профили,
  • Карнизы,
  • Капителей.

Данное путешествие положило начало становления стиля Ренессанс в итальянской архитектуре.