Расцвет готической архитектуры

Период зрелого стиля Готики во Франции в 13 веке, поры царствования Людовика IX Святого, отчасти называют «стилем Людовика IX». Королевская капелла Сен-Шапель с ее внутренней обстановкой превосходно воспроизведена в данном стиле. Кроме радужных витражей, своды храма оформлены лилиями Бурбонов, золото на синем фоне. Сине ─ красная колоннада декорирована позолоченными лиственными капителями.

Нервюры тоже позолоченные, а розетки (трифоли) украшают кабошоны из цветного стекла, похожие на драгоценности. Даже в архитектурных элементах происходит преодолевание тектоники. Аналогично античной эпохе с помощью коринфской капители разрушались остаточные явления тектоничности ордера, декорированная листьями готическая капитель прекратила выполнять назначение опоры, а отражала пластичность растущего образа.

Нервюрные перевернутые арки Уэллсского собора на юго-западе Англии формируют невообразимый, сказочный облик. Треугольные вимперги, расположенные над порталами, скрывают горизонтальные деления лицевой части здания. За один век изменяются башни западного фасада. Для собора Парижской Богоматери присуще отсутствие у башен наверший.

Несмотря на позицию исследователя Э. Виолле-ле-Дюка, строительство башен можно считать законченным. Как считают многие специалисты, они должны быть прямоугольными. В сооружениях, которые возводились позже, башни декорировались высокими витиеватыми шатрами; назначение колокольни не было в них таким значимым, образ башен выражал направленное вверх движение.

Готический, как и следующий за ним стиль Барокко, является не искусством рационального, а скорее искусством иллюзорного, отвечающего за внешнее ощущение. Все элементы являются предметами впечатления. Видоизменяется структура соборов. Основную апсиду опоясывает извне «венец капелл», последовательность небольших апсидиол, к каким можно пройти через амбулаторий, или деамбулаторий, представляющий собой продолжение, соединяющихся за алтарем, боковых нефов.

Участок от средокрестия до центрального алтаря именуется хором, его ограждают и определяют для священнослужителей. Германские соборы имеют в главном нефе поперечную аркаду ─ леттнер. Для аркады во втором ярусе имеется название ─ трифорий. Крупные «розы» располагаются не только на фасадах с западной стороны, но также на севере и юге трансептов.

Для северных территорий в результате нехватки камня для строительства характерно формирование особого стиля ─ «кирпичной готики», незначительных, даже маленьких храмов. Выдающийся образец «кирпичной готики» имеется в южной части Франции, собор Сен-Сесиль.

Это редчайший образец  готического храма зального типа. Из-за такого строительного материала, как кирпич не имелось возможности применять аркады и декорирование. Собор смотрится основательно и аскетично, внутри ─ огромное помещение. На двух башнях церкви Богоматери в Мюнхене впоследствии установили замысловатые барочные купола.

Композиция собора в городе Ульм смотрится впечатляюще: две башни расположены с восточного фасада и одна ─ грандиозная башня ─ с западного. В архитектуре соборов Фрайбурга и в церкви Св. Магдалины создана однобашенная композиция. Позднее в Британии формируется «перпендикулярный стиль», где создается оригинальное построение, которое содержит две невысокие башни на западном фасаде и одну крупную в центральной части, над средокрестием.

В частности, такие соборы в Глазго, Солсбери, Оксфорде. Почти в любом крупном европейском городе существовал собор, строительство которого началось в романскую эпоху и завершилось в эпоху готической архитектуры. Для готического стиля Италии свойственно построение западного фасада, который вносится в треугольник, он стоит в стороне, как правило, с южного края собора, колокольня.

В грандиозном Миланском соборе отражается такая композиция. Также интересно применен правило триангуляции ─ загадочная методика пропорционирования схемы и фасада. Если сравнивать с системой пропорционирования, имевшейся в Древнем Египте, Греции и Риме, которая была основана на диагонали двусмежного квадрата, средневековые строители разработали другой метод, в некоторой степени походящий на «египетский священный треугольник».

Если провести реконструкцию строительства собора согласно этой методике, то получится следующее:

  • Для обозначения середины основного, западного фасада предстоящей постройки в полдень в землю забивали палку (гномон).
  • Полуденная тень падала в северном направлении, там же отмечалась половина ширины лицевой части здания (еще одна часть отмечалась в противоположном направлении).
  • После этого отметив ширину, на земле строили равнобедренный треугольник.
  • Своей высотой он намечал половину длины центрального нефа.
  • После этого в зеркальном отражении строился еще один треугольник.
  • Основания у треугольников разбивали на четыре одинаковые доли, обозначая осевые части трех порталов, при этом центральный неф отмечался в два раза шире боковых.
  • Такой же принцип триангуляция применялся и в вертикальной плоскости, обеспечив соединение всех важнейших конструктивных пунктов схем, лицевой части и сечений.

Фантастическое значение треугольника как знака божественного согласия проявлялась во согласовании с окружностями, радиусами и секторами, оставалась и в построении архитектурных элементов. К важнейшим характерным частям Готики можно отнести соединение архитектуры и скульптуры, формирующее многочисленность загадочных мягких фигур. В готическом храме происходит наполнение пластичностью как извне, так и снаружи.

Особенности соборного искусства

В крупных кафедральных соборах находилось до двух тыс. изваяний. Все статуи, рельефные композиции, филигранные орнаменты с внешней и внутренней стороны собора красочно разрисовывались, глаза статуй оформлялись свинцом. До наших дней следы краски почти не сохранились. Можно вообразить, какое впечатление создавали разрисованные скульптуры в сумеречном соборе.

Отношение к ним было словно к живым: перед образами святых преклонялись, а картины с мистическими чудищами внушали ужас. Это приводило к появлению различных легенд, о которых писали в эпоху Романтизма в знаменитых романах. В период становления Готики начала развиваться история статуй.

Как считает Э. Панофский, внушительные головы во внутреннем убранстве западной поверхности стены нефа в Реймском соборе можно назвать воплощением рельефных образов монет античности. Это еще не полноценная скульптура, где имеется завершенная в себе форма, независимая от плоскости стены.

Но реймская школа в 13 веке совершила большой шаг на пути самостоятельности скульптурного объема, в той же мере, что и независимости пластичных складок на одежде от тела. Этим обстоятельством можно объяснить удивительную похожесть готических статуй на античные.

Приемы скульпторов

Многие скульптуры, в особенности головы и фигуры произведений мастеров реймской школы воспроизводят античные.В эпоху поздней Готики подобная направленность увеличивалась. Отстраняя от поверхности стены, пилона или связки опор, статую размещают перед стеной, а после этого в нише; получая самостоятельность, изваяние входит в согласование с архитектурой.

В статуях эпохи Готики возникает особый изгиб, пластичная линия, которая была названа «готической кривой».Форма готических статуй открывается в пластичных драпировках, складках, как будто поднятых метафизическим ветром.Складки, как и телодвижения фигуры, не имеют конструктивной мотивации, поэтому выглядят временами необычно игривыми, нарочитыми, не соответствующими ситуации.

Подобную странность можно объяснить не дилетантизмом, когда скульптор не знает канонов пластической анатомии, а необычным мироощущением. Это доказывают немного удивительные по нашему мнению, женские образы с неестественно повернутыми спинами и изогнутыми вперед животами, сделанные как образец красоты.

Искусство Мистерии и чувственности

Искусство Средневековья в особенности готическое как высшее, классическое проявление, исполнено чувственностью, экспрессивностью и удивительным ощущением Мистерии. Как считает исследователь С. Буассере, в капелле Св. Креста замка Карлштайн  было сделано своеобразное воплощение таинственного храма Св. Грааля. По приказу императора Карл IV были облицованы стены капеллы обработанными драгоценными камнями, которые были упомянуты при описании «Нового Иерусалима».

Как гласит предание, грандиозный Кёльнский собор начали строить в 1248 г., руководителем проекта был известный теолог и алхимик Альберт Великий. В алтаре храма были помещены останки волхвов, принесших дары в Вифлеем во славу рождения Христа. Мощи доставлены в Кёльн в 1164 г. по приказанию императора Фридриха I Барбароссы из Милана, где они в то время хранились. Историю создания можно трактовать, как признание восточной мудрости, которая повлияла на культуру Запада.

Средневековая материализованная символичность проявлялась в богатых торжествах, шествиях и выступлениях. В дошедших до нас описаниях говорится об их замысловатой фантазии и колорите. Когда в 1389 г. в Париж въезжала Изабелла Брабантская с башни собора Нотр-Дам опускалась фигура ангела, коронуя королевскую персону. В реке плавали неприкрытые девы, представляя морских сирен.

Художественные формы, определяемые цветом

Люди плакали по пустякам, но обожали наблюдать за казнями. Восприимчивость, переживания, желание прикоснуться к волшебству, толкали на создание художественных форм, соответствующих готическому стилю. Особое предназначение было у цвета. Хотя многие представляют средневековье в угрюмых красках, но Готика колоритна и живописна.

Разноцветная роспись стен и изваяний, к многоцветным витражным ансамблям в интерьерах соборов присоединялись яркие шпалеры, которые развешивались в аркадах нефов, цветами, сиянием золотой утвари храмов, блеском свечей и колоритной одеждой горожан. Повседневная одежда сочетала оттенки белого, оранжевого, зеленого, красного и желтого. Ходят разговоры, что «цвет Готики фиолетовый».

Это оттенок молитвы и душевных устремлений. В витражных узорах того времени поистине доминируют красные, синие и фиолетовые тона. В следующих периодах, когда превалировала рациональность, фиолетовые цвета применялись мало. У цвета в Средневековье был особый смысл, так как искусство архитектуры, живописи и скульптуры были неразделимо.

Позже, в пору Возрождения, после возникновения станковой живописи обязанности цвета переняли картины, поэтому здания, изваяния стали делать монохромными. Главное правило формообразования, которое воссоединяло в период Готики разнообразные искусства, была миниатюризация сравнения образов ─ воспроизведения похожих элементов в различных масштабах.

Такое явление получило название в готическом искусстве «романтики масштаба». Многочисленные башни и башенки собора в Милане, отображаясь друг в друге, становятся, словно, нереальными. Подобное построение перестает давать обычные цели, масштабность, и зритель теряет ориентацию в дистанции и величине — рождается сказочный простор.

Структура готического храма воспроизводится в реликвариях, называемые архитектоническими. В прежние периоды, в романском искусстве, это были ларцы, ящички, коробочки, а в готическом искусстве превратились в собор в миниатюре. Вырезанная из дерева мебель становится уподоблением образа храма.

Характерные черты пламенеющей Готики

Во времена Итальянского Возрождения и, особенно в период развития Барокко, у которого было много общих принципов с Готикой, мы наблюдаем антагонистичное правило ─ максимализации, когда маленькие детали декорации разрастаются до немыслимых размеров, определяя вид архитектуры.

К уникальной черте готического искусства, воспроизводящей контраст направленностей можно отнести наличие одновременно двух разновидностей орнаментального мотива: натуралистического и абстрактного. Особенно нравились мастерам декоры в виде виноградной лозы и листьев дуба. Кроме обычного символизма, их долговечность можно объяснить, одинаковым умением удачно сочетаться с капителями и колоннами.

Развитие и мягкость Готики выразилась в «крестоцветах», которые распускались будто сказочные цветы на верхах шпиле, или спускающихся со сводов. Вдоль ребер пинаклей, карнизов, аркбутанов друг за другом спускаются «краббы», элементы растительного орнамента похожие на бутоны, издалека походящие на живых существ.

Соседствуют друг с другом геометрические компоненты декора масверки ─ нарисованные с помощью чертежных инструментов круги и дуги. В 14-15 веках внезапно появляются «готические складки». Вырезанными из дерева филенками декорируют мебель.

Влияние Готики на культуру

В книжной миниатюре Готике употребляется тончайший растительный орнамент, схожий с античным акантом, а жесткий романский шрифт (каролингский минускул) меняется на причудливую готическую вязь. В пору становления Готики начинается рассвет светской куртуазной культуры; идеалы рыцарей — храбрость, самоотречение и уважение к женщине, отражаются в лирической поэзии, произведениях трубадуров.

В искусстве живописи характерно появление портрета. Таким образом, Готика, без обращения к античности, стала подготовкой к эпохе Возрождения с ее слаженным сочетанием красоты человеческого тела и полета души. В готическом искусстве в Англии период наивысшего формирования стиля называется «tracery», обозначающий необычное свойство колебания поверхности стен от игры света на орнаменте.

В Германии в середине 14 веке это свойство было также отмечено, его называли «Sondergotik», а после появилось определение «Spatgotik». Французский историк Ш.-В. Ланглуа в 19 веке назвал его  «gothique flamboyant». Поздняя «пламенеющая готика» получила название маньеризма (термин появился от типичных закрученных шпилей, подобных языкам пламени).

Переход стиля

Готические формы по-прежнему употреблялись в эпоху проторенессанса и на севере Италии — во Флоренции, Милане, Венеции. Компоненты Готики употреблялись в живописи и скульптуре Северного Возрождения. На территории южной Германии и Чехии в 17-18 веках употребляют немного странные выражения: «готическое барокко», или «барочная готика».

В этих странах воздействие итальянского Маньеризма и Барокко в 16-17 веках формировали не на классических, а на готических канонах, выступавших в роли национальных. Хотя существовали различные направления и школы, но готический стиль признают общеевропейским.

Готику часто сравнивают со стилем Барокко по своей красочности, экспрессивности и противоречивость. Появившись в архитектуре из потребности решения конструктивной проблемы – облегчения сводов, когда были созданы предельно легкие строительные конструкции, этот стиль поднялся над границами целлесообразности.

Готика стала загадочным, иррациональным направлением художественного символизма. Но без конструктивной основы готический стиль со временем израсходовал свои возможности. Кризисный период поздней и «интернациональной готики», стилистических направлений, выглядевших для Италии в 15 веке устаревшими, провоцировал поиск свежих идей.

Как контраст — их заметили в античности. Готический стиль стал подготовкой к Ренессансу. Но эпоха Готики на этом не завершилась. В 17 веке было заметно возвращение в Италии к готическим формам. В 18 веке в Англии появилась Неоготика, чуть позднее — во Франции; в Германии он наблюдался в начале 19 века.

В середине 19 века неоготический стиль образовался в России. В 1666 году английский архитектор К. Рен в проекте перестройки Лондона предполагал постройку четырех храмов «в готическом стиле». Конфигурации Готики воссоздавались в «викторианском стиле» второй половины 19 века.

Неоготика превратилось в настоящее стилистическое направление искусства поры Модерна на рубеже 19-20 веков. В конце 18 века началась исследовательская работа по истории готического искусства. Хотя К. Рен считал правдоподобной версию арабского, происхождения Готики, но И. Гёте при исследовании Страсбургского собора называл его гениальным изобретением.

Совместно с С. Буассере, немецким архитектором, Ф. Шлегель побывал в Париже для исследования готического искусства. По найденным чертежам С. Буассере выдвинул идею окончания строительства башен Кёльнского собора. Постройку двух шатров над башнями западного фасада произвели согласно проекту архитектора Ф. фон Шмидта.

Немецким художником и писателем И. Д. Фьорилло было выдвинуто новое определение  «teutsche» («тевтонский»), несмотря на то, что в 1890 г. было фактически определено, что первый нервюрный свод появился во Франции.

Готический стиль в современности

В 1914 г. вследствие бомбежки немцами серьезные повреждения были нанесены Реймскому собору. У немецкого исследователя В. Фёге, работника Берлинских музеев, случился даже на этой почве нервный срыв, и он какое-то время провел в психиатрической больнице, вернувшись к работе лишь в 1930 г.

В 1960 г. исследовательский труд, посвященный Готике, напечатал П. Франкл, остановившись на образном смысле архитектуры Средневековья. У названий значительных исторических стилей продолжительная жизнь, за которую их понимание выходит очень сильно. Это можно отнести и к Классицизму, и к Романтизму, и к Барокко; правильно касательно Готики. Кроме точного исторического смысла определение «готика» позднее стали применять как эпитет.

В архитектуре Древне Руси «готическими» называли столпообразные шатровые храмы 16 веке. «Готический экспрессионизм» можно отыскать в иконописных работах новгородской школы. Готический стиль стали стилизировать и пародировать. В некоторых американских небоскребах имеются орнаментальные «готические» детали отделки.

Все продолговатые, острые и устремляющиеся кверху строения обязательно отождествляются в представлениях многих с Готикой, таким мощным становится образ, сформированный готами свыше шести столетий назад.

Вам понравиться