Бидермайер — интерьер и архитектура бюргерской эпохи

Мягкая мебель БидермайерНа распространение мягкой мебели, как единицы интерьера большое влияние оказало изобретение пружины.

В это же время изготовление тканей было сделано механизированным.

Такое положение дел привело к их объединению, но разнообразие ассортимента и количество выпускаемой продукции значительно увеличилось.

Ткани для декоративных работ выпускались в основном с гладкой фактурой и с принтом в полоску.

Но выполнялись и индивидуальные заказы из более дорогой материи, которая декорировалась вышивкой, вышитым рисунком или нанесенным краской. Тематика рисунков была нехитрой: полоски разных цветов, букетики цветов и различные геометрические фигуры.

Еще одним типичным и характерным элементом стиля Бидермайер являлись стеклянные серванты небольших размеров, предназначенные в основном для показа сувениров, фигурок из фарфора и прочих безделушек. Столы же, как правило, изготавливались маленькими и мобильными.

С конца 30-х годов XIX века можно было наблюдать синтез Бидермайера и восточных стилей. В домах появляются курительные комнаты, а в интерьер закрадываются китайские, японские и турецкие элементы обстановки.

По аналогии работ английских мастеров мебельщики эпохи Бидермайер стали конструировать и изготавливать многофункциональную мебель, порой оснащенную небольшими механизмами.

Так были весьма популярны раздвижные столы, конструкции с откидными и/или выдвигающимися столешницами, секретеры, снабженные выдвижными ящичками, иногда в виде небольшого тайника.

В то время первенство по производству мебели разделяли между собой три крупных города: Вена (Австрия), Мюнхен (Бавария), Берлин (Германия).

В Вене работало почти 900 профессиональных мастеров, каждый из которых имел свое достаточно крупное производство.

Так, например, один из самых известных мастеров того времени Иосиф Дангаузер Мебель в стиле Бидермейримел в собственности фабрику, в которой трудилось 130 человек.

 

При этом фабрика занималась не просто выпуском мебели, дополнительное производство включало в себя изготовление комплексных ансамблей интерьерных предметов (светильники, ковры ,драпировки и т.д.)

В 1816 году в Мюнхене было создано объединение мебельщиков-ремесленников, которое целью своей работы провозглашало единую художественную политику, а также общую политику в спектре сбыта.

Стоит сказать, что прежде чем приступить к работе каждый столяр должен был пройти практический курс обучения в рисовальном классе. Вот таким образом преодолевался упадок художественного вкуса.

Конструированием мебели увлекались и многие знаменитые немецкие архитекторы той эпохи.

Ярким примером мог служить архитектор Шинкель, который строил не только здания, ставшие прообразом многих сооружение XX века, но и с таким же успехом конструировал мебель со сложным механизмом действия.

Архитектура бюргерской эпохи

Ярким примером архитектурного стиля Бидермайер выступает берлинский замок Тегель (1824 г.), построенный Карлом Шинкелем, выполнявшим заказ государственного деятеля, немецкого ученого, одного из основателей берлинского университета Вильгельма фон Гумбольдта.

Замок в два этажа имеет небольшие размеры по площади, при этом выглядит Венский Бидермейерскромно и строго, благодаря лаконичной наружной отделке.

В качестве внутреннего декора были использованы эллинские архитектурные элементы, античные рельефы, дорические колонны, скульптура ампирского стиля.

Особое место в архитектурном ансамбле замка имеет «голубая гостиная», где очень часто собиралась вся семья и круг близких знакомых ученого.

Стены гостиной отделаны голубыми обоями, а вся мягкая мебель также обтянута материей в голубых тонах.

Витрины с семейными коллекциями демонстрировали гостям уникальные экспонаты, а сами гости могли оставить свои памятные записи в книгах и альбомах, расположенных на резных этажерках.

Но не смотря на всю роскошь, с которой была выполнена гостиная, она все же оставалась больше функциональной комнатой, что было характерно для бюргерского стиля.

Уже на стадии завершения Бидермайера, как художественного стиля, архитектура стала переживать кризисную пустоту, проявлялось больше не индивидуальности, а смешения стилевых направлений (эклектизм).

Такое положение дел сохранялось вплоть до конца XIX – начала XX веков.

Вам понравиться