Гидроусилитель руля устройство и принцип работы

Гидроусилитель руля (ГУР) – одно из самых значимых изобретений в автомобилестроении, которое позволило снизить нагрузку на водителя в момент управления транспортом. Основной функцией ГУР является облечение поворота руля и увеличение маневренности самого автомобиля.

Кроме того гидроусилитель повышает безопасность (при проколе шины колеса находятся в прямолинейном направлении и автомобиль не заносит) и смягчает поступающие вибрации от различных неровностей на дороге.

Основные составляющие ГУР

Гидроусилитель руля является одним из важнейших элементов современного автомобиля. В его конструкцию входят такие узлы как: соединительные резиновые трубки, насос, гидравлический цилиндр, рабочая жидкость, распределитель, бачок.

Соединительные шланги – главная их задача, это бесперебойный ход рабочей смеси по системе ГУР. Трубки разделяют на два вида: для высокого давления и для низкого давления. Трубки высокого давления используются для подачи рабочей смеси от насоса к гидроцилиндру и далее в распределитель. Второй тип трубок обеспечивает обратное круговое движение жидкости от масляной емкости к насосу.

Насос гидроусилителя – создает в системе необходимое давление и обеспечивает циркуляцию жидкости. Как правило, используется пластинчатый насос, так как у него высокий КПД и высокая износостойкость. Данный узел обычно устанавливают непосредственно на двигателе и соединяют ремнем с «коленвалом».

Гидроцилиндр – этот механизм ГУР, который приводит в движение поршень и шток под давлением масла.

Рабочая жидкость – масло с определенными характеристиками, которое приводит в движение гидроцилиндр и одновременно смазывает весь механизм.

Распределитель – распределяет масло по всему цилиндру и назад в бак. В зависимости от принципа движения золотника, распределитель может быть роторным или осевым (поступательное движение – осевой, вращательное – роторный). Данный узел очень чувствителен к загрязнению рабочей смеси.

Бачок – сосуд, оборудованный специальным фильтром для очистки жидкости и щупом, в котором содержится основной запас масла.

Принцип работы гидроусилителя руля

Одним из главных составляющих ГУР является золотник. Поэтому, как именно работают все механизмы в системе, зависит именно от его расположения. Работа гидроусилителя руля: насос рабочей жидкости создает требуемое давление внутри ГУР и если руль находится в центральном положении, то масло просто идет по кругу через распределительный клапан.

Когда руль поворачивается, так же поворачивается и рулевой вал который влияет на следящий механизм и далее воздействует на золотник, который, в зависимости от стороны поворота, соединяет нагнетающую масляную емкость с одним из двух каналов цилиндра, делая поворот руля более легким.

Если колеса вывернуты до самого упора, то на поршень цилиндра приходится сильное масляное давление, и чтобы снизить его и избежать поломки, в системе ГУР предусмотрен предохранительный клапан свободной циркуляции.

Рекомендации по эксплуатации ГУР

Для повышения срока службы «гидравлики» руля желательно регулярно (один раз в 2 года) менять масло и фильтр в масляном бачке. Не стоит эксплуатировать автомобиль при неработающем масляном насосе, так как может выйти из строя вся система гидравлического рулевого управления.